Каталог статей
Главная страница Строительно-ремонтные услугиКаменное мостостроение и строительная механика
Когда по каменному мосту проходит подвижная нагрузка — автомобили, поезда, вагоны и так далее, то положение кривой давления меняется, и сжатие в своде распределяется по толщине неравномерно. Выбор очертания оси свода можно сделать и эмпирически. Для этого следует нагрузить гибкую нить нагрузкой, соответствующей весу свода и надсводного строения, и затем начертить линию провеса нити. Такие методы применялись прежде, до развития строительной механики. В настоящее время веревочную кривую от данной нагрузки получают или графически, или аналитически. Веревочная кривая определяется дифференциальным уравнением.
По этой кривой и может быть назначена ось свода. Кривая давления в своде лишь приблизительно совпадает с веревочной кривой. Построить ось свода так, чтобы она в точности совпадала с кривой давления, невозможно по следующим причинам: во-первых, от действия сжимающих сил свод укорачивается и ось его отходит от веревочной кривой; во-вторых, при выводе уравнения веревочной кривой предполагается, что нагрузка приложена к оси свода. Между тем как в действительности нагрузка передастся на свод по нагруженной поверхности. Если кривая давления будет выходить из середины 1/3 толщины свода, то могут появиться и растягивающие напряжения.
Задача расчета и проектирования свода заключается в подборе такой толщины свода, чтобы внутренние сжимающие силы в нем не превзошли пределов прочности камня. Внутренние напряжения в своде будут тем больше, чем он полозке. В связи с этим очень пологие своды встречаются редко; обычно отношение стрелы подъема к величине пролета от 1:3 до 1:10. Свод оказывает на опоры (устои или быки) наклонное давление, другими словами, кроме вертикальной силы, создает еще и горизонтальную, которая «распирает» опоры наружу от пролета и называется «распором». Под влиянием этой силы устои моста имеют стремление передвинуться. Поэтому подошвам устоя придается иногда наклонное и зубчатое очертание.
Быки находятся в более благоприятных условиях, так как от постоянной нагрузки распоры двух смежных пролетов (если они одинаковы) уравновешиваются, и бык испытывает только вертикальное давление от веса сводов и надсводных строений. Распор действует на быки только от подвижной нагрузки (поездов, автомобилей), когда она находится лишь на одном из пролетов.
В сводах возникают внутренние усилия и от изменения температуры. Так как опоры свода неподвижны, то свод при этом должен изогнуться. При повышении температуры в пятах с внутренней стороны и в замке в верхних точках получается растяжение. Чем свод положе, тем это растяжение больше. При очень пологих сводах величина растяжения может оказаться больше, чем сжатие от нагрузки. Тогда в своде образуется трещина. Чтобы избежать этого, в пологих сводах часто устраиваются шарниры в пятах и ключе. Тогда при удлинении оба полусвода свободно поворачиваются и не испытывают дополнительных напряжений. Кроме того, применение шарниров дает большую определенность в действующих усилиях и тем самым обеспечивает возможность заставить материал работать полнее.
Заказать экспертизу проектной документации можно в нашей экспертной компании, все подробности на нашем официальном сайте.
Адрес источника:
http://ekspertiza-proektnoj-dokumentacii.ru
Добавлена: 03-02-2021
Срок действия: неограниченная
Голосов: 0
Просмотров: 300
Оцените статью!